Биология
10 класс
Тема
Биология как комплексная наука, методы научного познания, используемые в биологии. Современные направления в биологии
КЭС ФИПИ
КУ.КЭС ФИПИ
Знать и понимать методы научного познания, признаки живых систем, уровни организации живой материи
Методы познания природы. Эмпирические и теоретические методы познания и их использование в биологии
Наука как вид деятельности и компонент культуры. Место биологии в системе наук и в жизни людей. Система биологических наук: общие биологические науки, частные биологические науки, пограничные науки. Процессы интеграции научного знания. Место биологии в жизни современного общества
Принципы познания природы. Гипотезы, законы и теории, их роль в формировании современной естественнонаучной картины мира. Уровни организации природы. Система. Биосистема и её свойства
Применять общенаучные и частные методы научного познания в целях изучения биологических явлений и процессов; владеть методами самостоятельного наблюдения, описания, постановки биологического эксперимента и анализа их результатов; методами исследования биологических систем на биологических моделях для объяснения метаболизма и онтогенеза, закономерностей наследственности и изменчивости
Сравнивать естественнонаучное и социогуманитарное познание; эмпирические и теоретические методы познания; биологические объекты; метаболические процессы; типы деления клеток (митоз и мейоз, митоз и амитоз); виды размножения организмов (бесполое и половое); виды оплодотворения (внешнее и внутреннее); типы развития организмов (прямое и с превращением); циклы развития высших растений; типы взаимодействия генов; типы наследования признаков (независимое и сцепленное, аутосомное и сцепленное с полом, моногенное и полигенное), типы взаимодействия аллельных генов (доминирование, неполное доминирование, кодоминирование), типы взаимодействия неаллельных генов (комплементарность, полимерия, эпистаз), виды изменчивости (наследственную и ненаследственную); виды мутаций; виды искусственного отбора, виды гибридизации в селекции
Овладение основными навыками исследовательской деятельности, установка на осмысление опыта, наблюдений, поступков и стремление совершенствовать пути достижения индивидуального и коллективного благополучия